* Для детей младшего школьного возраста (7-10 лет)
Для серии «Чтение с увлечением» мы очень тщательно отбираем книги. Наша мечта — чтобы каждая из этих книг стала «настольной». А также напольной, рюкзачной, из-рук-не-вы-пус-ка-тельной. Любимой, одним словом.
Повесть Софьи Прокофьевой «Удивительные приключения мальчика без тени и тени без мальчика» имеет все шансы стать такой. Это история о том, как от Вити Веткина сбежала собственная тень. А жить без тени оказывается очень даже неуютно. Пришлось мальчику искать способы с ней помириться.
Книгу проиллюстрировала художница Александра Семёнова. Она постаралась передать дух шестидесятых годов — того времени, когда газировка продавалась за 3 копейки, а во дворах проходили шахматные турниры. Мы спросили художницу, как она собирала материал для работы и чем вдохновлялась. Вот, что она ответила:
«История Вити Веткина и его тени понравилась мне и сюжетом, и с пластической точки зрения. Мне кажется, что это совсем не поверхностный, а отлично задуманный поворот — тени живущие собственной жизнью, в которой даже их чувства и ощущения, такие понятные, как, например, страх или радость, это лишь «тени чувств и ощущений». И хочется добавить, что с графической точки зрения, мир теней и его сочетание с реальностью — тоже любопытная «игра» для художника. Так что работать было очень даже интересно.
Всё началось, как это обычно и случается, с набросков и эскизов. В данном случае как раз важно было найти «язык», «тон» и «характер» этого, выражаясь умным языком», «двоемирия». Особенно там, где материальный и «теневой» миры взаимодействуют — как в сцене в самом начале сказки, где главный герой силой тащит домой собственную тень, или момент в самом финале, где обезьяна наказывает свою тень за хулиганство.
Сказка была написана в 1962 году и я решила, иллюстрируя, придерживаться этого периода. Конечно, пересматривала фильмы такие как «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен» Элема Климова, «Пропало лето» Ролана Быкова и, само собой, фильмы Леонида Гайдая. Не буду отрицать, что влияние легендарного Кости Иночкина на образ Вити Веткина было изрядным. Но пригодились тут и собственные жизненные впечатления — воспоминания о выразительных одноклассниках и наблюдения за детьми во время работы преподавателем.
С точки зрения цвета, я опиралась на моду и «знаковые» детали начала 60х — светлые локальные цвета, крупные орнаменты, полоски и «горох», пластмасса и стрижка «каре». Если говорить о художниках, то я много листала любимых Владимира Лебедева, Александра Дейнеку, Алексея Пахомова, Вениамина Лосина.
Для форзаца книги придумала такой, немножко парадоксальный, «парад леек». Складываясь в разноцветный орнамент, они вместе с тем намекают не только на дружный уход за растениями и деревьями, но и призваны передать настроения этих лет — детские садовые лейки со взрослым намеком на «оттепель», одним словом».