Фотография Екатерина Шуляк
Все дети любят и смотрят кино. Всем интересно, как оно создается. И многие хотят попробовать сами снять или сняться в художественном фильме. Для этого существуют детские кинолагеря и киносмены. Я работаю с детьми в разных кинолагерях, но сегодня расскажу об одном из них.
Растёт поколение умных, шустрых и чувствительных детей, несмотря на то, что кино они смотрят в основном мейнстримовое. Снимать же хотят, наоборот – человеческие истории о себе, о своих взаимоотношениях с родителями и друзьями. И чтобы окунуться в магию кино подростки со всех уголков нашей страны приезжают в Детскую КиноАкадемию ВДЦ «Смена».
Детская КиноАкадемия проходит два раза в год – зимой и летом и рассчитана на детей с 11 до 17 лет. Программа зимней и летней смен практически не отличается. Только летом детей ещё водят на море – купаться, а зимой в школу – учиться. В этом году Зимняя детская КиноАкадемия проходила с 10 февраля по 2 марта, в ней приняли участие около 300 детей. Об этой киносмене я и расскажу.
В зимней киноакадемии работало 18 факультетов – более 20 педагогов учили детей снимать кино, готовить теле- и фото- репортажи, перевоплощаться в кадре и на сцене, создавать мультфильмы. Большая территория лагеря, огромный компьютерный зал, насыщенная программа киносмены и, главное, очень инициативный и творческий руководитель КиноАкадемии – Оксана Рябухина. Она смогла привлечь к преподаванию лучших педагогов-кинематографистов. В этом году продюсерский факультет вёл актёр, режиссёр и продюсер Владимир Потапов, режиссёрский – Евгений Соколов, операторский – Дмитрий Коваль, актёрский – Илья Ермолов и Ярослав Жалнин, театральный – Наталья Кадочникова, монтажный Виктор Карпиловский, анимационный – Светлана Бурдасова, факультет ТВ – Владимир Овчинников, факультет грима – Евгения Гнедина и т.д.
В зимнюю киноакадемию большая часть детей приезжает со своей техникой для съёмок и монтажа, в летнюю же таких технически оснащенных детей мало, но есть партнёр – компания ОЛИМПУС, которая предоставляет фотоаппараты для съёмок. Евгений Уваров не только привозит технику, но и проводит мастер-классы по операторскому мастерству и работе с камерой. Рассказывая о фотоаппарате, который не боится воды, он неожиданно для всех взял и вылил стакан воды на камеру. Зал охнул, а фотоаппарат продолжал работать как ни в чём не бывало.
И тем не менее, не хватает света, штативов, звукозаписывающей техники. С другой стороны, это определённая «работа» для продюсеров – достать недостающее оборудование, договориться с другими командами.
Как проходит обучение в КиноАкадемии?
Первые два дня уходят на знакомство, «вертушку» (посещение всех педагогов) и открытие киносмены. Остальные дни тематические – день сценариста, день режиссёра, день продюсера и т.д. Время в эти дни используется примерно одинаково, за исключением тех дней, когда проходит питчинг и показ готовых работ. Вот примерное расписание тематического дня:
9.00 – общий сбор, на котором рассказывается план на день (вроде «линейки» в советское время)
9.10 – 12.00 – общая ознакомительная лекция для всех. Соответственно, в День сценариста её читает педагог-сценарист, в День режиссёра – педагог-режиссёр и т.д. Лекция идёт три часа с перерывом. Во время своей лекции каждый педагог рассказывает о своей профессии, показывает презентации по теме и фрагменты из разных фильмов. Обычно в этот день объявляется какой-то тематический конкурс. В День сценариста был объявлен конкурс на лучшую рецензию на любой из фильмов, показанных в рамках зимней киноакадемии.
14.00 – 16.00 – мастер-класс приглашённых звезд. Каждый день новый мастер-класс для всех желающих.
16.00 – 19.00 – работа на факультетах. Вот здесь дети как раз и расходятся по своим факультетам. Тот, кто выбрал актёрский факультет – идёт заниматься актёрским мастерством, выбравший профессию гримера – идёт на свои занятия и т.д.
20.00 – показ художественного фильма с обсуждением. Или дискотека.
(врезка) На зимней киноакадемии детям очень повезло. Фильмы не просто показывали, о них рассказывали их создатели и актёры. Получались такие живые творческие встречи. Вот некоторые из них:
- «Училка» – режиссёр и продюсер Алексей Петрухин
- «Частное пионерское 2» – актёр Илья Ермолов
- «Мальчики + девочки =» – режиссёр Евгений Соколов
- «Эмергены» – актёр, режиссёр и продюсер Владимир Потапов
- «Гагарин. Первый в космосе» – актёр Ярослав Жалнин
22.00 – рефлексия в отрядах.
Три недели детской киноакадемии делятся на три этапа, соответствующие периодам производства фильма.
Подготовительный период – первая неделя. Знакомство, выбор профессии, создание команд. Все, кто приехал в лагерь, могут выбрать для обучения один из факультетов. Кто-то решает стать режиссёром, кто-то звукорежиссёром, а кто-то и продюсером. Каждый будущий продюсер формирует свою команду, свою съёмочную группу. Вместе они думают о будущем фильме, работают над сценарием, ищут места для съёмок, проводят кастинг, а затем выходят на питчинг.
Подготовительный период заканчивается питчингом. К нему ребята готовятся основательно – делают презентацию, отрабатывают выступление, снимают тизер. Летом на питчинг вышло 17 проектов, 10 проектов получили одобрение, остальные отправлены на доработку. К финалу было снято 14 фильмов.
В зимней киноакадемии на питчинг вышло 25 (!) проектов, снято было 24 (!) фильма.
И если в большом кино победители питчинга получают финансирование для своего проекта, то в детской КиноАкадемии победителям был предоставлен эквивалент денег – техника и другие средства для съёмок. Те, кто питчинг не прошёл, могли доработать свой проект и так же выйти на съёмочную площадку с победителями.
Таким образом, в первую неделю самая большая нагрузка приходится на сценаристов, а затем на режиссёров и продюсеров. Сценаристам надо быстро написать сценарий, продюсерам – всё организовать, а режиссёрам – найти актёров, локации и снять тизер.
Съёмочный период – вторая неделя. Все участники выходят «в поле». В эти дни лекции ещё продолжаются, а все занятия на факультетах перемещаются на съёмочные площадки. Монтажный период – третья неделя. На этом этапе дети заканчивают съёмки, монтируют свои картины, озвучивают, при необходимости переозвучивают их и создают рекламные листовки.
Последнюю неделю лагерь бурлит. Все что-то делают, монтируют, перемонтируют, доснимают, страдают, смеются. Здесь начинаются первые слёзы: там кадр не сняли, тут не монтируется, здесь звук плохой и т.д. Но это всё опыт. Причём бесценный!
Такая игровая форма, в которой всё выглядит и функционирует, как в настоящем кино, позволяет участникам киносмены попробовать свои силы в разных кинопрофессиях, осознать свои склонности, поверить в свои силы и проверить способности. Формат «обучение + практика» делает получение новых знаний и навыков увлекательным и захватывающим процессом, поскольку всё, что узнал, можно сразу же применить и увидеть результат.
О сценарной мастерской
Участники киносмены сами выбирают себе факультет. Но всегда есть те профессии, которые априори пользуются большой популярностью. Сценаристы, увы, к ним не относятся. На летней киноакадемии на факультет клипмейкеров пришло 50 человек, столько же на актёрский факультет, а на сценарный – всего трое… Пришлось убеждать, что без сценария и актёрам делать нечего, и фильм не снимешь. Кое-как человек десять по сусекам наскребли и стали сочинять истории.
Зимой ситуация была значительно лучше. Сразу пришли 14 человек, двое потом сбежали. Некоторые приехали сразу с готовыми идеями.
Но фильмов-то больше, скажете вы. Почему 24 фильма, а сценаристов только 12. Потому что некоторые режиссёры хотят снимать фильмы по своим сценариям. Но разорваться они не могут, ходить на сценарный и режиссёрский факультет одновременно невозможно. Поэтому еще над дюжиной историй мы работали индивидуально, с кем-то больше, с кем-то меньше. Но все истории прошли через меня.
Как это было? Из дневниковых записей
11 февраля. День первый. Первые ласточки. Принесли два распечатанных сценария, одну восторженную идею мюзикла и одну взвешенную идею о том, что «хочется снять фильм про совесть». Около часа мнём историю «про совесть», обсуждаем героев, заходим в тупик и оставляем на завтра. На ночь читаю два других детских сценария. Понимаю, что один сразу в корзину – про почтальона Генри, его дочь и борьбу против мафии с полным набором фишек гангстерского фильма. Второй сценарий имеет потенциал, поскольку рассказывает о классической ситуации, когда обвиняют невинного. Есть над чем работать.
12 февраля. День второй. От завтрака до обеда работаю индивидуально, успеваем «помять» четыре истории. После обеда ещё две. Затем три часа занятий на факультете, которые пролетают как один миг.
13-14 февраля. 3 и 4 день. На сегодня в разработке 18 сценариев, два из которых почти готовы, еще пять закончим завтра, над остальными ещё предстоит много работы. Хотела остановить процесс рождения новых идей. Но сегодня на занятия пришла новая девочка, села в уголочке и тихо так говорит: «Хочу написать сценарий». Ладно, говорю, рассказывай свою историю, а мы послушаем. «У одной девочки умер папа. Она его очень любила и после этого совсем закрылась, и перестала выходить из дома…» Слушай, говорю, а нельзя что-нибудь повеселее? И вдруг вижу слёзы в глазах у ребенка. «Это», говорит, «история про меня. Папа был хороший…» Беру свои слова обратно и прошу продолжить. «Девочка не хотела жить. И тогда мама ей принесла маленького щенка…» У девочки не проговорённая боль. Надо снимать. А тут включается другая девочка, начинает рассказывать, как от неё ушел папа. И здесь ещё одна боль: «Он, наверное, плохой человек, потому что за 8 лет ни разу не позвонил мне…». Наша мастерская превращается в кабинет психолога. Три часа говорим о потерях, боли, прощении, любви, смирении и выживании. Создание сценариев превращается в психотерапию. Дети чудесные. Хочется их всех обнять.
15-16 февраля. 5 и 6 день. Придумано 23 истории, написано 18 сценариев, два сегодня начали снимать. Подходит один парень и говорит: «Почитал сценарии, все такие, знаете, со смыслом. Даже удивительно». Ура! С первого дня пытаюсь донести до детей, что фильм – это «телеграмма» зрителю. Кажется, услышали. Я всё время спрашиваю детей: О чём ваша история? Что вы хотите рассказать зрителю? Какие ваши герои? Как меняются? В чём конфликт?
Сегодня подглядывала за съемками фильма «Совесть». Хорошо, когда есть возможность снимать в детском кино профессиональных актёров. В роли учителя в этом фильме актер Илья Ермолов. Он незаметно подсказывает: а может так сделать? Или вот так? А не хотите ли вы вот отсюда снять? Илья рассказывает, что съёмки были запланированы с 10.00 до 13.00. Ровно в 13.00 его отпустили, и он получил свой «гонорар» – чашку кофе с булочкой.
Ближе к концу сценарной мастерской, чтобы немного отвлечься, играли в «ИлиТо школьное». Забавная игра, когда надо сделать выбор между двумя неразрешимыми вопросами и аргументировать своё решение. Например, вам предлагают умение разговаривать с животными или умение читать мысли людей. Что вы выберете?
А ещё мы читаем сценарии вслух. И те, кто стеснялся это делать вначале, сейчас осмелели и активно включились в процесс. В общем, движемся к цели.
17-19 февраля. Прошли ещё три дня в Детской зимней КиноАкадемии. Завтра питчинг. Самый настоящий. На питчинг выходят 25 проектов. Некоторые изменились незначительно, другие – кардинально. Около десяти сценариев было придумано с нуля. Практически во всех сценариях главная тема – преодоление. Преодоление своей неуверенности, своих слабостей, непонимания.
Есть у меня на факультете одна девочка – Мила. Ей никак не давался сценарий. Наши предложения она отвергала, а её истории никак не ложились в визуальную форму. И когда я уже была готова отчаяться, Мила вдруг придумывает коротенький, но совершенно чудесный сценарий про волшебство книг. История будет сниматься как в игровом, так и в анимационном формате, а потом на монтаже совмещаться.
Даша пришла с идеей снять Евгения Онегина на новый лад. После бурного обсуждения внутри группы история расширилась и превратилась в яркую комедию.
С Мишей мы начали обсуждать, почему одни видеоблоги популярны, а другие нет. И неожиданно в разговоре родился сценарий «Блогерша».
Данил занимался боксом и написал об этом.
Вика всю жизнь носит жёсткий корсет, и она написала свою историю.
Сценарий про девочку, которая потеряла папу, уже снимается.
В пятницу неожиданно потеплело, и мы вышли на сценарное занятие к морю. Сначала сочиняли рассказы, используя метафорические карты. Затем слушали море, фотографировали свои истории и делились впечатлениями о первых съёмочных днях. На занятие пришли не все, некоторые уже вошли в съёмки. Лагерь сейчас похож на пчелиный улей, в каждом углу – съёмочная группа. Хлопушек на всех не хватило, так что передают из рук в руки. В монтажной – бурные обсуждения просмотренного материала. Слёзы, пересъёмки, радость, досъёмки…
20-23 февраля. Мы миновали экватор и, самое главное, дети прошли питчинг. На питчинг заявили 25 историй, один проект сошёл с дистанции. Остальные 24 на пути к финишу. Сколько дойдёт – узнаем 28 февраля, в день показа всех готовых фильмов.
Погода нас всё-таки подвела. Третий день дождь. Те, кто начал снимать натуру в солнечные дни, теперь в простое. Всё, как во взрослом кино… А пока несколько историй из нашей лагерной киножизни.
- Слёзы. Рассказывает режиссер Евгений Соколов: «Иду мимо одной съёмочной группы. Все сидят и ничего не делают. Спрашиваю, что случилось. Показывают на девочку, сидящую в стороне: «Ждём, пока она заплачет».
- Кошечка. Есть такой замечательный сценарий «Чудо». Про кошку, которую подарил мальчик девочке. И про дружбу, конечно. Кошка местная, лагерная. Дети сняли кошку в одной сцене, а на следующий день собрались доснимать, а кошка исчезла. Третий день ищут.
- Продюсер. Снимают историю «Гости моря». В главных ролях Евгений Кулик и Влад Канопка из сериала «Молодёжка». Приехали дать мастер-класс и заодно согласились сняться у ребят. Ребята играют двух артистов, которых приняли за сбежавших из тюрьмы преступников. Комедия. Итак, все на площадке. Сцена, когда полицейский их арестовывает. Продюсер обещала достать костюм для полицейского и наручники. За пять минут до начала съёмок продюсер объявляет, что нет костюма и нет наручников. Вместо костюма полицейский изображает Жеглова, который никогда не одевал форму, а наручники снимают со спины, чтобы не увидеть их)
- Глаза и волосы. Есть такой проект «Удар за любовь». Сценарий переписывается уже раз десятый. Никак не могут придумать финал. Долго отговаривала их менять актёров (типа в 16 лет и в 30 лет они уже разные). Не согласились. В 12 ночи звонок. Режиссёр спрашивает: «Мы нашли похожих актёров на возрастные роли. Но есть проблема. У них разный цвет волос и глаз. Как вы думаете, что лучше – купить цветные линзы или перекрасить волосы?»
- Такая работа. Для одного проекта понадобились рогатки. Режиссёр нашла две одинаковые. Но без резинок. Где взять? Первая мысль – вытащить из трусов. Вечером звоню режиссёру, спрашиваю: как дела? Говорит: «Разношу еду по отрядам – отрабатываю резинки для рогаток».
26 февраля. Подходит к финалу зимняя киноакадемия. Монтажная гудит как встревоженный улей. Во всех концах лагеря в полном разгаре досъёмки и пересъёмки. Куда без них в кино… Там пересвет, там плохо сыграли, там вообще какой-то план пропустили…
Хочу сказать большое спасибо всем педагогам, которые работают с детьми. У педагогов по режиссуре, операторскому мастерству и монтажу сейчас вообще «сеансы одновременной игры». Евгений Соколов и Дмитрий Коваль постоянно курсируют между съёмочными площадками, а Виктор Карпиловский – между компьютерами, что-то подсказывают, показывают, комментируют. Витя из монтажной практически вообще не выходит …
Отдельно хотелось бы сказать о факультете анимации. С детьми работает очень светлый и талантливый человек – Светлана Бурдасова. Постоянно вижу, с каким воодушевлением дети рисуют, лепят и перекладывают свои работы. Уверена, мультики будут чудесные.
И мне очень жаль, что конкурс проектов может разрушить командный дух, который сейчас царит в киноакадемии. Не представляю, как можно выбрать лучший фильм, когда в каждый вложена душа, эмоции и старания всех ребят…
Амбиции у ребят большие, идеи зажигательные, и результат скоро увидим.
Открытия двух последних дней
На этом мои дневниковые записи закончились. Потому что потом были два дня, в течение которых участники киноакадемии показывали свои работы, масса впечатлений и писать было совсем некогда. В первый день мы смотрели буктрейлеры, репортажи, научно-популярные фильмы и фотографии. Во-второй – игровое кино и анимацию. Пока одни дети снимали свои фильмы, другие делали репортажи и фотографировали процесс. Огромное спасибо Владимиру Овчинникову, которой за стенкой от нашего сценарного цеха учил ребят искать темы, брать интервью, монтировать сюжеты. Спасибо Дмитрию Кучеруку за работу с юными фотографами. Но больше всего меня впечатлили буктрейлеры. Ранее я относилась к ним как к такому надуманному странному жанру пересказа книги. Однако Яна Вегера изменила мои представления. Всю смену я не могла понять, чем она там занимается с детьми. Всегда строгая, подтянутая, молчаливая. Но результат очень достойный – каждый буктрейлер как маленький фильм.
На второй день показывали фильмы и мультфильмы. В жюри все педагоги плюс организаторы КиноАкадемии. Возглавил жюри приехавший накануне режиссёр Дмитрий Астрахан. Три часа просмотра. Три часа переживаний, эмоций, неосуществлённых надежд и удивительных открытий. А вечером закрытие киносмены, объявление результатов и вручение призов. Гран-при за лучший фильм вручал директор ВДЦ «Смена» Евгений Алексеевич Нижник. На сцену поднялась съемочная группа фильма «Евгений Онегин: новая история». Счастливые дети получили свой первый в жизни кинематографичный приз «Крылья».
Автор сценария этого фильма – Даша Кананыхина из Медвежьегорска – была признана лучшим сценаристом и получила бесплатную путевку на летнюю киноакадемию.
Удивительно, но мнение детей не сошлось с мнением взрослого жюри. Приз зрительских симпатий (голосовали только дети) получила военная драма «Любовь моя вечна».
А были еще призы от партнеров КиноАкадемии. Дмитрий Астрахан вручил грант на бесплатное обучение в МИТРО лучшему участнику киносмены. Им стала Дарья Анишина из Шаховского района Московской области. Грант она получила за женскую роль в фильме «Потерянный телефон» (режиссер Юлия Лукьянова).
Посмотреть все 24 короткометражных фильма, пять мультфильмов, четыре буктрейлер и все телерепортажи можно на канале лагеря СМЕНА или в группе Зимней детской КиноАкадемии. Там же можно посмотреть все репортажи, научно-популярные фильмы и мультфильмы.
А пока некоторые мои наблюдения:
– растёт поколение умных, шустрых и чувствительных детей, стремящихся снимать человеческие истории о себе, о своих взаимоотношениях с родителями и друзьями.
– к взрослым особо пиетета не испытывают, но готовы обсуждать, спорить, говорить, но поступать будут всё равно по-своему. Со взрослыми общаются на равных, как с партнерами, а не с учителями.
– киносъёмки для них не тайна и не магия, а реальная возможность экспериментов с техникой и своими возможностями
– для них так же важны любовь, дружба, верность и преданность.
– при внешней активности, амбициозности и самостоятельности, внутри они ранимы и восприимчивы, боятся одиночества и своих ошибок.
…Когда-то давно, на последнем курсе университета, я проходила практику в школе в качестве учителя. Сбежала оттуда и сказала себе, что никогда не буду работать педагогом. Но никогда не говори никогда. Жизнь идёт по спирали. И сегодня я с удовольствием работаю с детьми и мне это нравится.
Так что отправляйте детей в лагерь. Там мы с ними увидимся. Но этим летом я еду не в «Смену», а в «Ниву». Но о детской студии «КиноНива» расскажу уже в следующий раз. Если вам интересно.
И еще: я веду группу ДЕТСКОЕ КИНО, там всегда много информации о старых и новых фильмах для детей, кинофестивалях для детей и юношества, о кинолагерях и съемках детских фильмов и кастингах для детей.
Автор: Татьяна Мирошник / Фотография Екатерина Шуляк