.
Автор текста и фотографий: Хропов Евгений, кандидат педагогических наук, преподаватель, муж, отец
Фотография на превью: ALAIN LABOILE
Сегодня практически каждый работодатель, составляя требования к вакансии пишет: коммуникабельный, креативный. Креативность повторяется как мантра на всех сайтах хедхантинга, в образовании, в СМИ. А что же такое: креативность?
Феномен креативности, как общей творческой способности, сложен с любой точки зрения: со стороны психологии творчества, со стороны критериев оценки творческого продукта, со стороны механизмов творческого акта и т.п. и т.п. Подробнее о теории креативности см. видео
Вопрос, существуют ли механизмы развития, стимулирования или подталкивания человека к творчеству, остается открытым. Потому что разные ученые в основу творчества кладут разные аспекты. Кто-то ассоциативное мышление, кто-то процедуры творческой деятельности, кто-то нестандартное мышление, кто-то дивергентное.
Я уже много лет пытаюсь свести воедино разные концепции и воплотить на практике некие «рецепты» креативности, которые выливаются в совокупность творческих задачек. Они касаются разных аспектов творческой деятельности, и с одной из них вы познакомитесь ниже. Пока хочу сказать несколько слов о поиске вдохновения. Ведь часто нужно что-то, что подтолкнет к творчеству, например, к художественному (хотя это всего лишь один из видов творчества). Не глядя в разные источники, а только лишь рассматривая «рисунки» своей маленькой дочки я нашёл один из источников этого самого вдохновения, который и превратил в задачку.
Берем каракули ребенка, всматриваемся в них и превращаем в рисунок. Вдохновение можно черпать не только из каракулей, но и из самой природы. Кстати, природа нам часто дает образцы и инженерного творчества и уж тем более требует бережного отношения к себе в рамках архитектурного творчества. От природы можно брать, природу нужно дополнять. Но только на условиях гармонии (чего не хватает современной архитектуре).
Я же взял образцы каракулей дочки и пошёл в народ. На основании этих методик я провел два занятия. Одно из них с ребятами – преимущественно молодой контингент и второе на базе одной из кампаний нашего города (контингент среднего возраста). Некоторые работы прилагаются.
Конечно, это всего лишь один из механизмов. Он может стимулировать ассоциативное мышление, фантазию, подталкивать к внимательному отношению к действительности, видению нового в знакомом, в какой-то степени к нестандартному мышлению. Разумеется, лучше с заданием справляются те, у кого есть художественное образование, но и для них такой метод стимулирования был интересен. В основе данного подхода к креативности лежит методика тестирования креативности Торренса, которая, в прочем, так же не исчерпывает всех особенностей и широты феномена творчества.
Данная методика может дополняться. Например, очень хорошо развивает мышление и воображение еще и описание рисунков, которые получаются из каракулей. Можно придумать целую историю. Хорошо также работает в данном случае прием, описанный Дж. Родари в книге «Грамматика фантазии» такой как «бином фантазии». Данный прием используется для стимулирования воображения и фантазии и заключается в смешивании несмешиваемого. Так, у одной из студенток, получился «Чудо-мир», населённый «чудо-зверями», которые могут вполне подойти на роль персонажей для какой-нибудь сказочной истории. С одной стороны, это кажется фантастическим, забавным и никому не нужным, однако фантазия и воображение лежат в основе и научного творчества. Сейчас мы живем в эру междисциплинарных научных исследований, где работы на стыке психологии и инженерии уже далеко не новость. Так что в каждой шутке есть доля шутки. Да и чувство юмора — очень хороший катализатор творческой деятельности.
Углубление методики возможно в направлении создания сюжетных или тематических картин. Хорошо работает и подключается тут ассоциативное мышление, фантазия, воображение и перекидывается мостик между творчеством графическим и словесным. Прием дополняется еще и функцией: не умеешь рисовать — опиши («Ёлка дальтоника»). К тому же, даже если брать тесты Торренса, на основании данной техники можно судить о степени креативности. Например, кто-то рисует разрозненные элементы, а кто-то их объединяет сюжетом. В качестве иллюстраций сюжетно-пейзажные работы моих студентов.
Таким образом, я постарался познакомить Вас, дорогие читатели, с одним из примеров техники стимулирования творчества.
Не торопитесь выбрасывать рисунки своего ребенка, дорисовывайте сами, рисуйте вместе. Ведь ребенок видит этот мир иначе, его восприятие не отягощено прошлым опытом и он замечает больше. Если же ваше дитя совсем не любит рисовать – можно попробовать другие задачки по креативности, о которых мы еще поговорим.