.
АВТОР: ЕКАТЕРИНА ФЁДОРОВА
ФОТОГРАФИЯ: ОЛЬГА АГЕЕВА
Каждое воскресенье обед готовит дедушка. Ничего лишнего: мясо на углях, хлеб, вино и салат на скорую руку.
Еда подается с застольной историей – обязательной, как Евангелие на литургии. Вина немного: оно не для того, чтобы запьянеть, а чтобы освободить спекшиеся в единый жизненный массив воспоминания. Еще вино служит камертоном, который задает беседе тон.
Обычно это истории из детства, проведенного в деревне, в большой дружной семье, где садились за стол все вместе: дети, дедушки и бабушки, родители, дядья и тетки.
— А я ведь ежа ел! Правда. Запекали его в глине, чтобы не уколоться. Еж довольно вкусный, – огорошивает нас дедушка захватывающим зачином, на который облизнулись бы и сценаристы культовых американских сериалов. (В случае, если культовый американский сериал вдруг заинтересовал бы скучный семейный обед).
— Странно… но почему ежа?
— А что странного? Однажды я подстрелил сороку, тоже съели. Она, между прочим, довольно жирная.
— Но ведь сороки несъедобны?
— Несъедобны, говоришь? А дядя Сулис съел.
— А зачем вообще было ее убивать?
— Так я же говорю… дядя Сулис есть хотел! — дедушка удивляется моей непонятливости. – Он хотел ее поджарить, но мама была против — пришлось бы потом попа звать заново освящать сковородку. После сороки-то.
— Как же вы ее приготовили?
— Так запекли на углях! Освятили огнем. Как и положено любому мясу.
Каждое воскресенье на десерт — константинопольский яблочный пирог с корицей и йогурт с инжирным вареньем. Дедушка отламывает ложкой кусочек пирога и мечтательно закатывает глаза.
— Пирог нестыдный. Хоть на свадьбу! Браво, Катерина. На свадьбе все важно. Любая мелочь. Наши женихи привозили невесту в свою деревню на лошади. Мой брат Мицос так привез Александру. Машин тогда не было. А пешком начинать семейную жизнь – нет, это не к добру. Семье – все достижения современного прогресса. И так считаю не только я, так считают все в нашей деревне. Да и остальное человечество. Я свою Василики привез на машине, но я-то младший.
— Это обычай? Какое расстояние нужно было на лошади проехать? Километр, два?
— От деревни Александры до нашей ехать часа полтора, так что побольше… Так и прожили они сколько! Как опытный поэт, кульминацию дедушка приберегает напоследок:
— Кстати о свадьбах. Я участвовал в погоне за подушку! – многозначительно заявляет он. Щепетильный этикет рапсода требует наводящих вопросов, иначе продолжение не последует.
— За какую подушку?
— Свадебную… Наши женихи, когда ехали за невестой в ее село, останавливались километра за три и давали пароль.
— Какой пароль?
— Любой… Например, Эллада. Или лимон. После этого друзья жениха на конях скакали до дома невесты, кто быстрей. Кто приезжал первым, говорил пароль, и ему вручали приз – подушку. Точнее, наволочку, набитую добром. Иногда клали гранаты, иногда грецкие орехи… По сезону… Или что-то несъедобное — сигареты. Один раз (в этом месте дедушка каждый раз киснет от смеха) один раз… черепаху положили! Каламбур!
— А вам что досталось? Какой приз? Дедушка становится серьезным.
— Мне — ничего. – с достоинством констатирует он. — Потому что я не разу не выиграл.
Каждое воскресенье дедушка готовит обед. И каждое воскресенье звучат истории из дедушкиной биографии, отшлифованные, благодаря многочисленным повторам, до плавной гладкости молитвы. Это то, что человек сам выбирает в сюжет его ненаписанной книги, его самое занимательное творчество, простая человеческая жизнь, которая во сто раз интереснее, чем самый великий хорал, спетый ангелами. По крайней мере, мне так кажется.