Если в ответ на обычный вопрос со словом «почему» ребенок начинает злиться или пытаться оправдываться, что-то явно идет не так. Скорее всего, у него низкая самооценка, он не верит в собственную ценность и не верит в добрые намерения спрашивающего. Об этом рассуждает международный гроссмейстер и педагог, основатель школы-студии ПОБЕДИ ВЕЛИКАНА МАРКОСЯН ДАВИД СЕРГЕЕВИЧ
Люди, которые любят критиковать, требовать и обвинять, почти никогда не задают вопрос «почему». На мой взгляд, замечательный вопрос, характерный для любого познавательного процесса, а также способный прояснить намерения другого человека, его мотивы и цели.
«Почему» способно помочь другому человеку осознать свои действия и намерения, трезвее взглянуть на свои поступки и честнее проанализировать их.
Но людям, которые любят критиковать и обвинять, неинтересны причины, по которым были совершены те или иные действия и поступки.
Ведь для того, чтобы испытывать познавательный интерес к действиям другого человека — необходимы готовность его понять, желание поставить себя на его место и учитывать обстоятельства, в которых человек находился.
Скажем так — необходимы гибкость, человечность, эмпатия, чтобы быть способным отказаться от своих обвинений и придирок, которые кажутся такими справедливыми и заслуженными теми, кого они обвиняют.
Есть другая категория людей, которые не способны спокойно и адекватно воспринимать вопрос «почему».
Для них «почему» звучит, как обвинение, как приговор. Они совершенно не отличают «почему» от «зачем».
«Зачем» действительно носит более «обвинительный» характер, человека невольно вынуждают защищаться и оправдывать себя. «Зачем» как бы предполагает обязательное наличие конкретной цели и некую обязательную рациональности этой цели.
«Зачем» — это практически всегда «для чего». Можно сказать, что отношение человека, задающего вопрос «зачем», почти всегда ИЗНАЧАЛЬНО известно.
Очень часто бывает сложно убедить ребёнка или взрослого в том, что заданный вопрос «почему?» совсем не носит обвинительного характера и совсем не означает «зачем?».
Помогают в этом доброжелательный тон, тембр голоса, искрений интерес к ответам человека и к тем причинам, по которым было совершено или не совершено то или иное действие.
Нежелание или неспособность задать вопрос «почему» и выслушать ответ на него не позволяет узнать лучше другого человека, не оставляет возможности понять его мотивы, почувствовать то, чем он руководствовался.
Человек, не задающий вопрос «почему», часто излишне уверен в себе и в своей правоте, категоричен, склонен к крайностям и делению мира на чёрное и белое.
Такому человеку сложно даётся сочувствие, и мерилом собственной правоты для него становится неправота и/или вина другого человека.
Человек же, неспособный воспринять «почему» как почему, а не как обвинительное «зачем» — почти всегда неуверен в себе, с низкой самооценкой и с очень низким запасом доверия. Он в постоянном ожидании обвинения и «выведения» его на вину.
Особенно это заметно на детях. Как только ребёнок начинает отличать «почему» от «зачем» и понимает, что эмоционально «почему» сильно отличается от «зачем» — удивительным образом он открывается, становится увереннее в себе, намного больше начинает доверять и доверяться людям и миру.
Вместе с этим происходит ещё одно удивительное изменение — ребёнок или взрослый, научившийся отличать «почему» от «зачем», способен намного увереннее и спокойнее отстоять и отстаивать свои границы.
Когда ребёнок или взрослый спокойно воспринимают «почему» и так же спокойно отвечают на «почему» — им намного легче поверить в то, что они могут быть интересны другим и представляют интерес. Ощущение собственной ценности повышается на порядок.
И наоборот, если взрослого или ребёнка невозможно убедить в том, что «почему» отличается от «зачем» и предполагает истинный интерес к причинам, побудившим его совершить или не совершить то или иное действие — очень сложно научить их доверять, открываться, поверить в собственную ценность.
Интерес к себе они почти всегда находят нездоровым, попытки понять их собственные мотивы воспринимают как желание выведать информацию и использовать против них.
В их жизни вопрос «почему» не задавался вовсе или же задавался формально. Искреннего интереса к их чувствам и мотивам не было. Вопрос задавался лишь для того, чтобы признания или откровения ребёнка использовать против него же.
Именно поэтому у такого взрослого или ребёнка вопрос «почему?» вызывает недоверие, подозрение, что у него хотят выведать информацию и рождает ожидание неизбежного обвинительного приговора.
Подытоживая, хочется отметить следующее.
Если человек после вопроса «почему?» способен ЗАДУМАТЬСЯ и если у него включается мышление, а вместе с ним включаются чувства и эмоции, то вопроса «почему?» достаточно, чтобы человек лучше понял (а иногда и узнал) себя, осознал свои мотивы и изменил свои привычки/действия/поступки.
И наоборот, если «почему» вызывает раздражение, агрессию, страх, желание закрыться и защититься — это говорит о том, что мышление не включилось, думать человек не будет и чаще всего он и сам не понимает причину своих действий, поступков и привычек.