АВТОР: ЕКАТЕРИНА МАРЧЕНКО, ПСИХОЛОГ
Идем как-то осенью с Ксенией утром в садик. Вдоль дорожек по пути растут клены, а с них нападали разноцветные листья. Стали вместе восхищаться и обсуждать, какие они красивые и нарядные.
Ксения говорит: «Мама, листочки будто радужные. Точно, они упали с радуги. Листочки-письма отправила радуга и напоминает всем зверям и людям, что осень пришла». Вот вам и сюжет для сказки.
А недавно проходили мимо школы. Недалеко от ворот сидела кошка. Ксюша ее увидела и говорит: «О, она так похожа на твою кошку Соню (моя любимая кошка Соня прожила почти 17 лет — с моих 7 лет до моих 24-х, и дочка видела ее на фото). Наверное, это твоя Соня. Она умерла и была на небе, на облаке, а потом случайно с него упала, сидит и не понимает, где она». А кошка действительно сидела и с недоверием смотрела на хмурый день. И пока мы шли, придумывали сказку про эту кошку, которая случайно упала с облака. Как же дети удивительно видят необычное в обычном!
А в моем детстве мы придумали с мамой серию сказок про любимую мягкую игрушку мышку Алину (ее мне принес в подарок Дед Мороз), у нее в наших с мамой историях была подруга Глафира из волшебного леса, они вместе пекли пироги и угощали лесных жителей. И периодически перед сном мы вместе сочиняли истории про них, ведь большинство детских книг было перечитано много раз и хотелось новых приключений. Конечно же, главного персонажа я наделяла своими детскими проблемами, переживаниями, которые были в начальной школьной жизни. И когда эти истории придумываешь сам при помощи родителей, они становятся особо ресурсными, ценными, и потом во взрослом возрасте могут быть тем самым секретиком из детства, теплым воспоминанием, возвращаясь к которому чувствуешь прилив сил.
Помню дискуссию в одной группе в социальной сети. Автор короткой заметки напал с критикой на сказку «Аля, Кляксич и буква А». Причиной недовольства явилась её «несовременность» и «неактуальность» для школьников. Ведь современные дети не пишут чернилами и не знают, что такое клякса. Однако ошибка автора очевидна. Во-первых, не будет беды, если ребёнок узнает о том, как жили и учились его бабушки и дедушки. Во-вторых, сказка эта не столько учит буквам, сколько ответственности, готовности помогать и быть чувствительным к трудностям других. В детстве мне читала эту повесть мама, а потом мы с мужем читали ее дочке, и «неактуальные» для кого-то перьевые ручки в истории были поводом поговорить с ребенком на тему того, что раньше было чуть по-другому.
При этом, в какой-то момент повесть заканчивается, а продолжения хочется, и с ребенком можно сочинять истории про персонажей, которые ему полюбились. И, придумывая эти сказки, истории, ребенок будет прорабатывать свой жизненный опыт, свои неудачи, конфликтные ситуации со сверстниками, с ближайшим окружением. Сказка для ребенка – это безопасно, и именно в таком состоянии дети раскрываются и готовы впитывать новые модели поведения и применять их в обычной жизни. И что-то может не получиться, не сработать, будут новые истории и стратегии выхода из непростых ситуаций.
Конечно же, родители устают, и после работы часто хочется играть в «мавзолей», когда лежишь на диване, а ребенок рядом играет в доктора или парикмахера, периодически проделывает с тобой манипуляции в виде прикалывания заколок, нащупывания пульса и постановки уколов. Но если перед сном все же чуть перепрыгнуть эту усталость и дать фантазии поток вместе с ребенком, то пользы будет очень много. Психологи подчас используют техники сказкотерапии в работе, когда в ходе терапевтической работы рождаются с клиентом «лечебные сказки», где развитие событий зависит от человека, в них можно проработать страхи, травмы и всяческие раны и ссадины нашей души. Рассказывая сказки вместе с ребенком, можно прикоснуться к детским проблемам, которые он может в обычной жизни не озвучивать, и именно родитель, своим включением в сказку, может помочь ему найти ресурс, подчас неожиданный для самого чада.
А еще сказки были чудесным инструментом подготовки Ксении к садику. И я, и муж разыгрывали целые истории с куклами и прочими персонажами про взаимоотношения детей, воспитателей, про то, как отвечать на злость, когда тебе говорят, что твое платье не такое красивое или не хотят с тобой играть. Эти истории возникали по ходу посещения садика, они были иногда болезненными для ребенка, и в сказке мы старались заложить именно тот ресурс, который потом она использовала очно в садике и в отношениях с детьми. Конечно, помимо проигрывания были и диалоги, объяснения. Может сложиться ощущение, что это подвластно только супер-родителям, которые исключительно сосредоточены на ребенке, проштудировали целый шкаф детской психологической литературы. Но нет. Достаточно идеи, фантазии и простого человеческого участия. А времени на это нужно совсем немного – пока утром ведешь ребенка в садик, завтракаешь или укладываешь перед сном, когда ребенок купается в ванной или даже лежа после работы в том самом состоянии «мавзолея».
Проходят годы, сменяются поколения, а таинственная Нарния, открытая Клайвом Льюисом, появляется практически в каждом детстве. И какой будет эта страна, во многом зависит от родителей и их желания заложить и научить искать ребенка ресурс и выход из его детских, но вполне реальных проблем.