АВТОР: АНАСТАСИЯ ПИКИНА, МАМА ЯШИ И ВАСИЛИСЫ, АВТОР КНИГИ «ЛУНА В ОРЕХОВОЙ СКОРЛУПКЕ»
ФОТОГРАФИЯ: ЛЕНА КАПЛЕВСКА
Вы знаете, что необходимо для успешного творчества с детьми? Это поймать дзен и позволить детям делать все, что они хотят.
Творчество с детьми — это невероятно интересная тема. Это, практически, терапия, как для мамы, так и для ребенка. Очень интересно понаблюдать за собой со стороны в эти моменты.
У меня был как-то опыт проведения творческих занятий с детьми. С некоторыми оставались мамы. И что происходило? Оказывается, мамам очень сложно расслабиться и пустить на самотёк все происходящее. Они обязательно советуют, как лучше, какой цвет подходит и куда что клеить.
И тут, как бы, две вещи. Если работу выполняет ребёнок, то лучше не лезть вообще. А если это ваша командная работа, то надо учиться договариваться и принимать то, что вам совершенно не нравится. Ещё надо понять и принять, что всем материалам конец: краски будут смешаны, блёстки высыпаны, кисти перемазаны и клей на волосах.
Поэтому если вы (я, кстати, страдаю болезнью «сохранение материалов», и если на кисти осталась бесхозная краска, я старюсь ее пристроить ) как бешеный суслик мотаетесь вокруг стола и постоянно напоминаете, о том, что кисть надо мыть, капать клей меньше и т. д. и т. п., то вскоре вы всех начнёте раздражать.
Творчество безоценочно. Нельзя сказать, что Петя творит лучше, чем Маша вытворяет. Творчество можно только почувствовать — цепляет или нет.
Поэтому когда ребёнок спрашивает «Ну, как?», он имеет в виду «Ну что, мать, я же говорил, что я гений». Если до этого вы его тыкали и постоянно поправляли, то он, конечно, гением себя уже не считает, к сожалению.
Что же стоит сказать? Говорить можно о цвете: «Как ты красиво подобрал цвета, какие формы, какие штрихи!». И никакой оценки и сравнения с другими!
Я заметила разницу в творческих занятиях, ещё когда мы жили в Праге. Между Россией и Европой, США. В России нацелены на результат. Моя подруга работала в развивающем центре, где она проводила творческие занятия (это не художественная школа, обычный развивающий центр). Она художник. И она говорила, что никаким творчеством там не пахнет. Родители платят деньги и хотят после занятия получить работу. При этом эта работа должна быть качественной, красивой, такой, за что они готовы платить. Поэтому почти за всех детей она доделывает работы сама.
Как это происходит в США и Европе? На выходе ребёнок может не сделать ничего. При этом ты заплатишь деньги. Он может просто не захотеть. Или ты получишь листок, где нарисованы «каляки-маляки». Так как это творчество и важен процесс, а результат даже не всегда имеет какое-то значение (речь не идёт о художественной школе, где учат техникам и всяким премудростям).
А как у вас проходит творчество с детьми? Умеете ли вы расслабиться и перестать контролировать ситуацию?