Если в доме есть письменный стол – не современный, тонконогий, с вырезом под компьютер, а допотопный, двухтумбовый, с темно-синим сукном на поверхности и кучей ящиков в каждой тумбочке, так вот, если у вас в доме есть такой стол, то вы обречены на приключения. Потому что в таких столах, так же, как в огромных гардеробах из нарнийской яблони, никогда не знаешь, что найдешь. Там могут оказаться ингредиенты для фейерверков, или стеклянные призмы, полные радуги, или цветные светофильтры. Или, скажем, спутанный моток разноцветной проволоки.
Если эту проволоку свернуть пополам, а потом еще раз пополам, а потом выгнуть из получившегося ручки и ножки, выйдет скелетик с головкой-петелькой. Потом скелетик нужно аккуратно обмотать белыми нитками номер десять, и вот он уже похож не на скелетик, а на вполне себе человечка, только голого. И вот тут-то начинается самое интересное. С нижних полок стеллажа вытаскиваются альбомы репродукций. Дрезденская галерея. Метрополитен. Веласкес (черно-белый, к сожалению). Кустодиев. Люди на картинах одеты в необыкновенные, удивительные костюмы – ткани, украшения, кружева, золотое шитье. И что-то вздрагивает в душе, что-то всплывает на поверхность из глубин генетической памяти, из прочитанного и пережитого с героями “Королевы Марго”, “Легенды об Уленшпигеле” или “Повестей Белкина,” и как-то само собой понимается, какой костюм будет у проволочного человечка, как его сделать и что для этого понадобится. Потом начинаются поиски нужных материалов. Приходится клянчить лоскутки у знакомых, перекапывать пакет с обрезками и остатками, возвращенными портнихой, шившей маме платье. В большой коробке из-под какой-то дорогой обуви хранятся, помимо драгоценных лоскутков, мелкие бусины, цветные бисеринки, крохотные моточки золотых и серебряных ниток, воробьиные перышки, подобранные в сквере, кусочки меха – белоснежного, для манто Снежной Королевы, рыжего - это для жилетки Элен-Лебединой шеи из “Джека-Соломинки” , клочки крашеной кожи – из них получаются колеты для мушкетеров, безрукавка для Фанфана, куртка для Робин Гуда…
Человечки живут в коробке из-под импортных конфет с прозрачной крышкой. На них исторические костюмы – бархатные, с разрезами, платья, пышные юбки, кожаные бриджи и белые рубашки с кружевом на воротниках и манжетах. Головы у них пластилиновые, а волосы из распущенного капронового чулка, зато шпаги у мушкетеров почти как настоящие, с эфесом и гардой, а у испанских принцесс – веера из страусовых перьев (спасибо, воробьи!) и жемчужные ожерелья из бисера. Ну да, на каждого человечка уходит куча времени, которое, уверена мама, можно было бы употребить с пользой, например, порешав задачки по математике или помыв посуду. Но однажды под руки попадается кусочек шелка нежного персикового цвета и тонюсенькая ленточка золотистого кружева, и пропади они пропадом, задачки по алгебре, потому что на свет должна явиться девочка Суок – кукла наследника Тутти. И пусть потом попадет за не вымытую посуду, но проволочная Суок в своем волшебном платьице будет сидеть боком на логарифмической линейке и, наклонив головку в золотистых локонах и покачивая крошечной туфелькой с микроскопической розой, наблюдать, как не решается задачка по физике. А отчаянная Кармен в платье (страшно подумать!) из старого пионерского галстука и черных кружев, срезанных с маминой комбинации (еще страшнее!), откинув черноволосую голову, закружится в яростном фанданго. Они такие разные, человечки. Из разных времен, из разных миров. Некоторые раздариваются, и их дальнейшая судьба неизвестна, но большинство здесь, в коробке с прозрачной крышкой. Однажды, много лет спустя, кто-то маленький и любопытный заглянет в ящик старинного письменного стола и под грудой медицинских карт из поликлиники, старых счетов за квартиру и пожелтевших газетных вырезок обнаружит эту коробку. И человечки заживут уже в его собственных воображаемых странах, потому что ему пока все равно, кто те люди на старинных портретах, в чьи костюмы одеты человечки. А потом дом отправится под снос, и тяжеленный письменный стол решено будет не брать в новую квартиру, а маленький любопытный человек узнает об этом слишком поздно и не успеет спасти человечков из застревающего перекошенного ящика… А еще потом коробка с человечками попадет в руки девочке, недавно приехавшей в город из деревни, и девочка будет играть человечками в куклы, потому что на настоящих кукол у ее родителей нет денег…
Я не знаю, что в конце концов случилось с принцем Филиппом и принцессой Изабеллой, с Суок и Кармен, Робин Гудом, Фанфаном, мушкетером… Но я надеюсь, что где-то на их пути к забвению и небытию они все-таки пробудили в ком-нибудь желание отправиться в воображаемые страны. Ну, или найти где-нибудь моток разноцветной проволоки…