Мы с моей шестнадцатилетней дочерью просто обожаем смотреть сериалы. Смотрим на английском, с русскими субтитрами. Заодно совершенствуем знание иностранного языка, но прежде всего – много обсуждаем, живем сюжетами, хотя бы в пятничные вечера отбрасываем на задний план всю суету, отдаляющую нас друг от друга, и проводим пару часов на одной волне. И вот, буквально вчера пришли к общему выводу. С экрана, с которого раньше на нас смотрела женщина-муза, любовница, женщина одинокая или, наконец, познавшая счастья, теперь смотрят женщины-супергерои. Они больше не являются. любовным интересом других персонажей. Они самостоятельны, самодостаточны, во главе. И когда ты смотришь на героинь «Капитана Марвел» и «Черной Вдовы», ты понимаешь: независимо от гендера ты достигнешь своих высот несмотря на то, что никогда не станешь ни Железным человеком, ни Бэтменом.
За последние годы женщин, на которых хочется равняться юным киноманшам, стало так много, что всех не сосчитать. Чудо-Женщина, Алая Ведьма, Супергерл. Причем, женщины в современном кино не всегда герои в прямом смысле этого слова. Они, наконец, отстояли право не быть невинными и нравственными (например, героиня Марлу Грейсон в фильме «Аферистка» (2020 год)), хотя еще несколько лет назад появление независимой женщины на первом плане в триллере и в криминальной комедии не было возможным.
Да что там, даже мамы на экране уже не те! Раньше их можно было разделить на несколько категорий:
- Веселые, добрые мамы
Для таких дети - лучшие друзья, с которыми они на одной волне. Эти мамы часто шутят и никогда «не мешают» другим персонажам. При это те редкие проблемы, которые у них бывают, решаются банальным разговором (или совместной песней). Конечно же, таких матерей обожает каждый зритель.
- Строгие мамы и мамы-тиранши
В отличие от мам из первого пункта, эти героини всегда настроены против детей. Складывается впечатление, что они их просто не любят. Причем, их неприязнь ничем не оправдана, нет никакой истории возникновения таких отношений между родительницей и ребенком. Такие мамаши обычно являются корнем всех бед и своим появлением на экране лишь раздражают.
- Мать-спасительница
Когда у всех все плохо, именно мать-спасительница придет и поможет. Всегда поддерживающая, она живет только счастьем остальных. Именно спасение других является для нее смыслом жизни. Обычно такие героини не особо раскрыты, но отлично заставляют сюжет двигаться.
Кажется, что каждый тип матери, который мы видели в кино еще пару лет назад, кардинально отличается от остальных. А между тем, у них есть одно очень важное сходство. Матери показываются через призму детей, отцов, других родственников или общества. Что чувствует мама каждый день, о чем она тревожится, чему радуется? Мы практически не видим события от лица матерей, которые бы объяснили нам причины того или иного выбора матери. Роль матери в сюжете выступает дополнением к чему-то более интересному и увлекательному. Именно из-за отсутствия репрезентации невозможно добиться понимания проблем, которые лежат на поверхности, но о которых все молчат. Потому что проблемы такие, что ли, неинтересные: послеродовые депрессии, постоянный стресс, вынужденная изоляция, отсутствие понимания того, что из себя представляет родительство.
К счастью количество картин про истинное материнство растет. В том числе благодаря повсеместныс локдаунам, которые открыли глаза на ежедневную работу матерей и домохозяек – на «вторую смену». Одной из таких новинок стал мини-сериал «Уборщица. История матери-одиночки», который вышел в октябре 2021 года на платформе Netflix. Главная героиня Алекс сбегает о абьюзивного парня со своей двухлетней дочкой. Из-за того, что в прошлом она была экономически зависима от партнера, ей пришлось столкнуться с бедностью. Ждать помощи не от кого: муж не избивал, а просто кидал тарелки в стену — полиция не при делах, собственная мама живет в трейлере и наслаждается «свободной» жизнью без дочери и внучки. Алекс устраивается уборщицей, а ночует в приюте и социальном жилье, но даже тут появляется уйма новых препятствий: мизерная зарплата, поломка автомобиля (который необходим для работы), плесень, из-за которой ребенок болеет и не может ходить в детский сад, а оставить в рабочие часы не с кем. Весь сериал смотрится на одном дыхании, и зритель вместе с героиней снова и снова теряет надежду, не успев ее обрести. Реалистичность данной картине добавляет то, что она снята на основе мемуаров Стефани Лэнд «Уборщица: тяжелый труд, низкая оплата труда и воля матери выжить», которая переживала подобные события сама. Актерский состав прекрасно передает суть каждого из персонажей, а Алекс и ее маму Паулу играют Маргарет Куэлли и Энди МакДауэлл, которые и в реальной жизни являются дочерью и матерью, что придает определенную энергетику отношениям их героинь. Сериал был высоко оценен критиками, вошел в топ-10 (по популярности) сериалов Netflix за 2021 год. И самое главное: в Алекс зрительницы увидели себя. В сети можно найти множество восторженных отзывов, в которых люди делятся подобным опытом. Социальная драма отозвалась у многих, а другим показала, как бывает. Не всегда мама «плохая», если приводит больного ребенка в садик. Именно понимание и эмпатия к матерям, которая появляется во время просмотра, показывает важность подобной репрезентации.