2 июня 1970 года в окрестностях Тегерана, в Иране, на съёмках документального фильма "Ветер влюбленных" разбился вертолет. Альбер Ламорис хотел сделать несколько последних кадров перед посадкой, но машина дала сбой. Ленту монтировал уже его сын и вдова режиссера. Полет - повторяющийся мотив, образ, который проходит почти через все картины Альбера Ламориса. А мальчик, парящий над Парижем на воздушных шарах, из незабываемого короткометражного фильма "Красный шар" станет эмблемой детского поэтического кино.
На экране "Везуха". Чумовой российский мультсериал. Атмосфера уютного абсурда, остроумной непредсказуемости. В этих несуразных взрослых и детях я узнаю себя, свой мир. Мило-нелепый Тимоха, умная такса Кит, цветок - мокрый Иван - барометр семейного и эмоционального состояния. Слышу интонации литературной основы сюжета, книги Марины Москвиной «Моя собака любит джаз». Визуальная пластичность, легкий переход из одного физического состояния в другое, сумасшедшая образность, - за это я и люблю анимацию. Если вы цените режиссера Роберта Саакянца, его «Ух, ты говорящую рыбу» или «Кикоса», то ,скорее всего, признаете и «Везуху».
Кадр из мультсериала "Везуха", Источник
Лео теребит меня: «Мама, смотри, Тимоха на красном шаре, как в том фильме! Помнишь?» Тут можно и прослезиться от умиления. Все не зря. Ребенок считывает киноцитаты.
«Красный шар» Альбера Ламориса показываю с трепетом. Вдруг понравится? Лео хмур и напряжен. Опять мама хочет ему что-то подсунуть. Послевоенный, серо-голубой с вкраплениями коричневого, Париж. Мальчик Паскаль идет по крутым ступенькам прохода Жюльен Лакруа. Карабкается по столбу. Лео впечатлен: «Надо же, какой смелый! А мне так можно?» Вспышка красного цвета - воздушный шар. С этого момента все наше внимание сосредоточено на нем. Лео в восторге: «Мама, почему он один идет в школу? Чего это его не пустили в автобус? Шарик живой?» - сыпятся вопросы.
Кадр из фильма "Красный шар" (1956 год). Источник
Вневременной сюжет о дружбе. Ребенок и шар. Ребенок и предмет. Воображаемый друг? Фантастическая реальность. Для меня волшебство, сказочность этой ленты схожа с тем чувством, когда ты в детстве находишь цветную стекляшку или хрустальную призму и впервые видишь мир преображенным. Есть в этой дружбе оттенок детского одиночества, мечты о том, каким должен быть друг. Друг, который спасет от строго учителя и вызволит из школьного карцера, друг, с которым можно праздно бродить по улицам, любоваться вещами на блошином рынке. Прогулка Паскаля и шара — цветная хроника, виртуальная экскурсия по перестроенному в 60-годах району Бельвиль. Пекарня, школа, лестница за кафе Au "Repos de la Montagne", крутые ступеньки прохода Жюльен Лакруа, где Паскаль встречается с воздушным шаром, пустой участок, где мальчик потеряет друга, - почти всего этого уже нет.
Пекарня, показанная в фильме "Красный шар", фотография: Edouard d'Erasme, источник: Википедия
В главной роли - сын режиссера, Паскаль. Идея картины родилась у Альбера Ламориса в ответ на первое столкновение сына с детской жестокостью. Кинотерапия. История с выходом, с чудесным разрешением.
Кадр из фильма "Красный шар" (1956 год). Источник
Рассказывает ее отец-режиссер на универсальном языке кинематографа, через пантомиму, движение. Речь сведена к минимум и, по сути, не важна. Историю этой дружбы считает каждый ребенок из любой точки земного шара. Перевод не требуется.
Оригинальный саундтрек Мориса Ле Ру игривый, веселый, цитирует таперную музыку великого немого. Но музыка деликатно замолкает, бережет детскую хрупкость в моменты сильного напряжения.
Паскаль загнан в узкий переулок, зажат стаей мальчишек, борется за друга. «Беги, беги! - помогает ему Лео. «Вон туда!» Кожа шара блестит надеждой на спасение. Но нет. Ранен. Убит. Шары Парижа слетаются утешить Паскаля. «Мама, ты плачешь?» Я плачу. «Почему?» - хитро улыбается Лео. Ему всегда интересно, когда я выдаю сильные эмоции во время просмотров. «Наверное, потому что, вот так и должно быть... мне бы так хотелось... что когда тебе плохо, когда тебе нужна помощь, к тебе бы мгновенно приходили все, все твои друзья, любимые!»
Связка воздушных шаров несет мальчика над Парижем. Полет дружбы, волшебство поддержки.
Кадр из фильма "Красный шар" (1956 год). Источник
«Красный шар» окажется самой яркой картиной режиссера Альбера Ламориса. В своих полнометражных работах ему не удастся воспарить над кинематографической силой ленты, которая принесла ему «Золотую Пальмовую Ветвь» 1956 года, «Оскара» за лучший оригинальный сценарий короткометражной картины. Единственный в истории «Оскар» за лучший оригинальный сценарий короткометражного фильма.
«Красный шар» вдохновит Михаила Калика («Человек идет за солнцем»), Андрея Кончаловского («Мальчик и голубь») и Андрея Тарковского («Каток и скрипка»).
В 2006 кинокритик Оуэн Глейберман в журнале Entertainment Weekly напишет:
«Больше, чем любой другой детский фильм, Красный шар снова превращает меня в ребенка, когда я его вижу ... [] видеть Красный шар - значит смеяться и плакать от невозможной радости снова стать ребенком".