Автор: Екатерина Фадеева
Фотография: Leah Zawadzki
В Ботаническом саду в Аптекарском огороде каждый день с 12 до 16 часов показывают бабочек из Тайланда. В душной комнатке туман. Из пахнущего апельсинами и бананами хаммама выплывают девушки в тонких весенних платьях. Детские восторженные лица выныривают и снова прячутся в облаках пара.
У входа юноша лет двадцати в очках с видом ботаника и жестами супергероя выбрасывает вперед попеременно то правую, то левую руку, словно останавливает невидимые силы. Хоба — ладошка вперед. На сгиб у запястья приземляется полупрозрачная бабочка.
— Папирусная бумага, самые тонкие крылья в мире, — говорит повелитель бабочек и подбрасывает нежное существо наверх. Красотка с прозрачными крыльями вспархивает и цепляется лапками за сетчатый потолок.
— Интересно тут работать? — спрашиваю у очкарика.
— Очень.
— У вас профильное образование какое-то?
— Нет, — говорит мальчик, — я учусь в МАИ. Это хобби. Бабочки красивые....
Цикл у некоторых тайских бабочек — а в Аптекарском почти все тайские — занимает до года. Все фазы проходят в этой комнатке. Вот коробка с гусеницами, вот веревочка с подвешенными на ней куколками, вот уголок, где только что вылупившиеся бабочки обсыхают, вот тут они летают и пьют нектар из апельсинов. Тут в уголке замирают, тихонько укладываясь набок. Я поражаюсь их долгожительству: когда у нас дома жили табачные бражники, весь цикл уложился в месяц.
Уже уходя, замечаю на стене картину с изображением моря и маяка, на которой сидит очень красивая синяя бабочка. Хочу посадить ее на палец, подхватив под брюшко, как учил мальчик, но тут понимаю, что крылья малышки вклеены в живописную плоть.
— А это мертвые бабочки, — говорит юноша, поймав мой взгляд, — Если крылья хорошо сохранились, наши художники их используют для своих работ.
Метафора жизни: родиться, обсохнуть, полетать и замумифицироваться в искусстве.
Главное сохранить крылья.